Амстердамская школа

Амстердамская школа — архитектурный стиль, который можно отнести к периоду современной архитектуры, к которому также относятся «Де Стиль», «Новое здание», «Чикагская школа» и экспрессионизм, который можно рассматривать как реакцию на так называемые неостили.

Амстердамская школа характеризуется использованием экспрессивных и фантастических форм, родственных экспрессионизму. В некотором смысле она также является реакцией на рационалистическое творчество Х. П. Берлаге, и в частности на Биржу Берлаге (1898–1903), которая, таким образом, явно не принадлежит к Амстердамской школе, но может рассматриваться как начало голландского традиционализма. Развитие также можно объяснить переходом от Нового искусства и его зарубежных вариантов, таких как югендстиль и ар-нуво, к тому, что позже — безусловно, в отношении декоративно-прикладного искусства — также считается ар-деко. В 1916 году Мишель де Клерк подверг критике методы работы Берлаге и тем самым косвенно описал, как движение дистанцировалось от них.

Амстердамская школа. Корабль в Амстердаме

Наиболее значительными архитекторами Амстердамской школы были Йоан ван дер Мей, Мишель де Клерк и Пит Крамер, все из которых работали в амстердамском бюро Эдуарда Кёйперса. В 1906 году Йоан ван дер Мей четыре года подряд выигрывал Римскую премию, что позволило ему много путешествовать, знакомясь с выдающимися образцами европейской архитектуры. Его отчёты и чертежи произвели большое впечатление на комитет Римской премии. Это привело к его назначению городским архитектором Амстердама и получению заказа на проектирование Дома судоходства в Амстердаме.

В 1910 году Ван дер Мей собрал вокруг себя талантливых архитекторов-единомышленников, чтобы спроектировать и реализовать главный проект Shipping House, включая его старых коллег Де Клерка и Крамера. Многие другие архитекторы, которые позже будут считаться членами других движений, также начали строить в стиле Амстердамской школы, такие как Й. Б. ван Лохем и Виллем Дудок. Архитекторы, считавшиеся членами Амстердамской школы, наполнили содержанием градостроительный кодекс, план расширения Амстердама 1915 года, разработанный Хендриком Берлаге. Амстердамская школа стала разнообразным, игривым стилем благодаря индивидуальному вкладу большой группы архитекторов, которые придерживались общих характеристик скульптурных кирпичных фасадов, стилистических дверей, нерегулярных оконных рам с несколькими горизонтальными перекладинами и витражей.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже был построен Голландский павильон в стиле архитектуры Амстердамской школы, спроектированный Яном Фредериком Стаалем. Интерьер этого павильона также был полностью выдержан в стиле нового искусства, к которому также относилась Амстердамская школа. Архитектор Ян Гратама также проектировал здания в стиле Амстердамской школы и был первым архитектором, использовавшим этот термин.

К летним Олимпийским играм 1928 года Олимпийский парк и Олимпийский стадион были построены в стиле Амстердамской школы по проекту Яна Вильса. Чтобы разместить ожидаемый поток туристов, Геррит Ян Рутгерс спроектировал Grand Hotel Centraal, на тот момент крупнейший и самый роскошный отель в Нидерландах.

Несмотря на масштабное разрушение культурного наследия в 1970-х и 1980-х годах, несколько шедевров Амстердамской школы были сохранены. Благодаря тщательной реставрации, Дом судоходства, Олимпийский стадион, De Dageraad (Рассвет), Het Schip (Корабль), Иерусалимская церковь и многие другие важные образцы до сих пор доступны для посещения и использования.

Кроме того, многие общественные работы в стиле Амстердамской школы по-прежнему украшают городской пейзаж, например, первый мост, перекрытый каналом Лейнсбансграхт, пересекавшим площадь Лейдсеплейн.

Позднее Ван дер Мей назначил Пита Крамера строителем мостов. Крамер в конечном итоге построил около 200 мостов в Амстердаме, включая, в качестве ярких примеров, мост Лейдсебрюг и мост Крамербрюг, названный в его честь.

Для амстердамской школы характерно широкое использование кирпича и декоративных элементов на фасадах, как из кирпича, так и из обработанного натурального камня. Фасады, зачастую скульптурные, обычно заполнены лестничными окнами и увенчаны крутыми крышами, иногда украшенными башенками. Скульптурный характер и иногда даже символическое использование несущих конструкций порой вызывали проблемы при их возведении.

Здания периода Амстердамской школы — это, прежде всего, крупные (социальные) жилые комплексы, школы и некоторые хозяйственные постройки. Благодаря скульптурным фасадам и игривой планировке, здания этого стиля редко создают впечатление массивности. Несмотря на свои размеры, они все же сохраняют человечность. 

 

Подпишитесь на наши соцсети: ВКонтакте, X (Twitter)