Ар-деко

Ар-деко, сокращение от французского Arts decoratifs (букв. «Декоративное искусство»), — это стиль изобразительного искусства, архитектуры и дизайна продукции, который впервые появился в Париже в 1910-х годах, незадолго до Первой мировой войны и процветал по всему миру в 1920-х — начале 1930-х годов, через стилистику и дизайн экстерьера и интерьера всего, от крупных сооружений до небольших предметов, включая одежду, моду и ювелирные изделия. Ар-деко повлиял на здания от небоскребов до кинотеатров, мостов, океанских лайнеров, поездов, автомобилей, грузовиков, автобусов, мебели и предметов повседневного обихода, включая радиоприемники и пылесосы.

Ар-деко. Корона здания General Electric

Название «Ар-деко» вошло в употребление после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition internationale des arts decoratifs et industriels modernes), которая прошла в Париже в 1925 году. Оно берет свое начало в смелых геометрических формах Венского сецессиона и кубизма. С самого начала на ар-деко оказали влияние яркие цвета фовизма и «Русских балетов», а также экзотические стили искусства Китая, Японии, Индии, Персии, Древнего Египта и майя. В свое время ар-деко называли другими именами, такими как модерн или контемпорари, и оно не было признано отдельным и однородным стилем.

В период своего расцвета ар-деко олицетворял роскошь, гламур, изобилие и веру в социальный и технический прогресс. Для этого течения были характерны редкие и дорогие материалы, такие как черное дерево и слоновая кость, а также изысканное мастерство исполнения. Также появились новые материалы, такие как хромирование, нержавеющая сталь и пластик. В Нью-Йорке памятниками этому стилю являются Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг и другие здания 1920-х и 1930-х годов. Самая большая концентрация архитектуры ар-деко в мире находится в Майами-Бич, Флорида.

Ар-деко стал более сдержанным во время Великой депрессии. Более изящная форма стиля появилась в 1930-х годах под названием «Streamline Moderne» (Стримлайн-модерн), характеризующаяся плавными формами и гладкими, полированными поверхностями. Ар-деко был интернациональным стилем, но после начала Второй мировой войны он утратил свое господство, уступив место функциональным и лаконичным стилям современной архитектуры и интернациональному стилю.

Новые материалы и технологии, особенно железобетон, сыграли ключевую роль в развитии и появлении ар-деко. Первый бетонный дом был построен в 1853 году в пригороде Парижа Франсуа Куанье. В 1877 году Жозеф Монье предложил идею укрепления бетона сеткой из железных прутьев, образующей решетчатый узор. В 1893 году Огюст Перре построил в Париже первый бетонный гараж, затем жилой дом, а в 1913 году — Театр Елисейских Полей. Один критик осудил театр, назвав его «Цеппелином авеню Монтень», якобы скопированным с венского Сецессиона. С тех пор большинство зданий в стиле ар-деко стали строить из железобетона, что давало большую свободу формы и меньшую потребность в укреплении колонн и столбов. Перре также был пионером в покрытии бетона керамической плиткой, как для защиты, так и для декора. Архитектор Ле Корбюзье впервые познакомился с применением железобетона, работая чертежником в студии Перре.

Другими новыми технологиями, которые были важны для ар-деко, были новые методы производства листового стекла, которое было менее дорогим и позволяло делать гораздо более крупные и прочные окна, а также новые методы массового производства алюминия, который использовался для строительства и оконных рам, а позднее — Корбюзье, Уорреном МакАртуром и другими — для легкой мебели.

Архитекторы Венского сецессиона (образованного в 1897 году), особенно Йозеф Хоффман, оказали заметное влияние на ар-деко. Его дворец Стокле в Брюсселе (1905–1911) был прототипом стиля ар-деко, для которого характерны геометрические объемы, симметрия, прямые линии, бетон, покрытый мраморными пластинами, изящный скульптурный орнамент и роскошные интерьеры, включая мозаичные фризы Густава Климта. Хоффман также был основателем Венской мастерской (1903–1932), ассоциации ремесленников и дизайнеров интерьеров, работающих в новом стиле. Это стало моделью для Compagnie des arts français, созданной в 1919 году, которая объединила Андре Маре и Луи Сю, первых ведущих французских дизайнеров и декораторов ар-деко.

Архитектурный стиль ар-деко дебютировал в Париже в 1903–1904 годах со строительством двух многоквартирных домов в Париже: одного Огюста Перре на улице Бенджамина Франклина, а другого на улице Третень Анри Соважа. Два молодых архитектора впервые использовали железобетон в парижских жилых зданиях; новые здания имели чистые линии, прямоугольные формы и отсутствие декора на фасадах; они ознаменовали собой полный разрыв со стилем ар-нуво. В период с 1910 по 1913 год Перре использовал свой опыт в строительстве бетонных многоквартирных домов для строительства Театра на Елисейских Полях по адресу авеню Монтень, 15. В период с 1925 по 1928 год Соваж построил новый фасад в стиле ар-деко для универмага La Samaritaine в Париже.

Архитектуру ар-деко иногда подразделяют на три типа: зигзаг модерн (он же джаз-модерн); классический модерн; и стримлайн-модерн.

Зигзаг модерн

Стиль «зигзаг-модерн» (он же джаз-модерн) был первым стилем, появившимся в Соединенных Штатах. «Зигзаг» означает ступенчатую форму очертаний небоскреба, чтобы преувеличить его высоту, и в основном использовался для крупных общественных и коммерческих зданий, в частности, отелей, кинотеатров, ресторанов, небоскребов и универмагов.

Классический модерн

Классический модерн выглядит более изящно и содержит меньше украшений. Его также иногда называют модерном PWA (Управление общественных работ) или модерном эпохи депрессии, поскольку он был разработан PWA во время Великой депрессии.

Стримлайн модерн

В конце 1930-х годов стала распространена новая разновидность архитектуры ар-деко; она называлась Streamline Moderne или просто Streamline, или, во Франции, Style Paquebot, или стиль океанского лайнера. Здания в этом стиле имели закругленные углы и длинные горизонтальные линии; они были построены из железобетона и почти всегда были белыми; и иногда у них были морские черты, такие как перила и иллюминаторы, которые напоминали те, что на корабле. Закругленный угол не был совсем новым; он появился в Берлине в 1923 году в Mossehaus Эриха Мендельсона, а позже в здании Hoover Building, промышленном комплексе в лондонском пригороде Перивейл. В Соединенных Штатах он стал наиболее тесно связан с транспортом; стримлайн модерн редко встречался в офисных зданиях, но часто использовался для автобусных станций и терминалов аэропортов, таких как терминал в аэропорту Ла-Гуардиа в Нью-Йорке, который обслуживал первые трансатлантические рейсы на гидросамолетах PanAm Clipper; и в придорожной архитектуре, например, на заправочных станциях и закусочных. В конце 1930-х годов в городах Новой Англии была произведена и установлена ​​серия закусочных, построенных по образцу обтекаемых железнодорожных вагонов; по крайней мере два таких образца сохранились до наших дней и теперь зарегистрированы как исторические здания.

Небоскребы ар-деко

Американские небоскребы ознаменовали вершину стиля ар-деко; они стали самыми высокими и узнаваемыми современными зданиями в мире, призванными продемонстрировать престиж своих строителей через высоту, форму, цвет и эффектную подсветку в ночное время. Американское здание радиатора Рэймонда Худа (1924) объединило в себе готические и ар-деко элементы модерна в дизайне здания. Черный кирпич на фасаде здания (символизирующий уголь) был выбран, чтобы создать впечатление основательности и придать зданию прочную массу. Другие части фасада были покрыты золотым кирпичом (символизирующим огонь), а вход был украшен мрамором и черными зеркалами. Еще одним ранним небоскребом в стиле ар-деко было здание Guardian в Детройте, которое открылось в 1929 году. Спроектированное модернистом Виртом С. Роулендом, здание стало первым, в котором в качестве декоративного элемента использовалась нержавеющая сталь, а также широко использовались цветные рисунки вместо традиционных орнаментов.

Нью-Йоркский горизонт радикально изменился благодаря Крайслер-билдинг на Манхэттене (строительство завершено в 1930 году), спроектированному Уильямом Ван Аленом. Это было гигантское семидесятисемиэтажное здание, рекламирующее автомобили Chrysler. Вершину венчала шпиль из нержавеющей стали, украшенная «горгульями» в форме стальных решеток радиатора. Основание башни, возвышающееся на тридцать три этажа над улицей, было украшено красочными фризами в стиле ар-деко, а вестибюль – символами и изображениями ар-деко, выражающими современность.

Здание Крайслер вскоре превзошло по высоте здание Эмпайр-стейт-билдинг Уильяма Ф. Лэмба (1931) в чуть менее пышном стиле ар-деко и здание RCA (ныне Рокфеллер Плаза, 30) Рэймонда Худа (1933), которые вместе полностью изменили горизонт Нью-Йорка. Вершины зданий были украшены коронами и шпилями в стиле ар-деко, покрытыми нержавеющей сталью, а в случае здания Крайслер — горгульями в стиле ар-деко, скопированными с орнаментов радиаторов, в то время как входы и вестибюли были щедро украшены скульптурой, керамикой и дизайном в стиле ар-деко. Похожие здания, хотя и не такие высокие, вскоре появились в Чикаго и других крупных американских городах. Рокфеллер-центр добавил новый элемент дизайна: несколько высоких зданий, сгруппированных вокруг открытой площади с фонтаном посередине.

На другом берегу реки Гудзон, в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 20-х и 30-х годах были построены небоскребы в стиле ар-деко, а именно: штаб-квартира компании New Jersey Bell (завершена в 1929 году), спроектированная Ральфом Томасом Уокером; здание Lefcourt (завершено в 1930 году), спроектированное Фрэнком Градом; и Национальное здание Ньюарка (завершено в 1933 году), спроектированное Джоном Х. и Уилсоном К. Эли Джон Коттон Дана, глава Ньюаркской публичной библиотеки в тот период, заметил, что эти небоскребы превратили Ньюарк из «огромного, неуклюжего и бездумного индустриального монстра Франкенштейна в место утонченности».

Офисные здания и театры ар-деко

Величественными образцами американского ар-деко были вестибюли правительственных зданий, театров и, в особенности, офисных зданий. Интерьеры были чрезвычайно красочными и динамичными, сочетая скульптуру, фрески и витиеватый геометрический дизайн из мрамора, стекла, керамики и нержавеющей стали. Ранним примером было здание Фишера в Детройте, спроектированное Джозефом Натаниэлем Френчем; вестибюль был богато украшен скульптурой и керамикой. Здание Guardian (первоначально здание Union Trust) в Детройте, спроектированное Виртом Роулендом (1929), декорировано красным и черным мрамором и яркой цветной керамикой, подчеркнутой полированными стальными дверями лифта и стойками. Скульптурные украшения, установленные на стенах, иллюстрировали достоинства трудолюбия и сбережений; здание сразу же было названо «Собором коммерции». Медицинское и стоматологическое здание под названием 450 Sutter Street в Сан-Франциско, спроектированное Тимоти Пфлюгером, было вдохновлено архитектурой майя в сильно стилизованной форме; Он имел форму пирамиды, а внутренние стены были покрыты стилизованными рядами иероглифов.

Во Франции лучшим примером интерьера в стиле ар-деко в этот период был дворец Пале-де-ла-Порт-Доре (1931) архитекторов Альбера Лапрада, Леона Жоссели и Леона Базена. Здание (ныне Национальный музей иммиграции с аквариумом в подвале) было построено для Парижской колониальной выставки 1931 года, чтобы прославить жителей и продукцию французских колоний. Внешний фасад был полностью покрыт скульптурой, а вестибюль создавал гармонию ар-деко с деревянным паркетом с геометрическим узором, фреской, изображающей жителей французских колоний, и гармоничной композицией вертикальных дверей и горизонтальных балконов.

Одними из лучших сохранившихся примеров ар-деко являются кинотеатры, построенные в 1920-х и 1930-х годах. Период ар-деко совпал с переходом немого кино на звук, и кинокомпании построили большие демонстрационные площадки в крупных городах, чтобы привлечь огромную аудиторию, которая приходила смотреть фильмы. Кинотеатры в 1920-х годах часто сочетали экзотические темы со стилем ар-деко; Египетский театр Граумана в Голливуде (1922) был вдохновлен древнеегипетскими гробницами и пирамидами, в то время как театр Фокс в Бейкерсфилде, Калифорния, пристроил башню в стиле калифорнийской миссии к залу ар-деко. Самым большим из всех является Radio City Music Hall в Нью-Йорке, который открылся в 1932 году. Первоначально спроектированный как театральное пространство для представлений, он быстро превратился в кинотеатр, который мог вместить 6015 клиентов. В дизайне интерьера Дональда Дески использовались стекло, алюминий, хром и кожа, чтобы создать визуальный побег от реальности. Театр Paramount в Окленде, Калифорния, построенный Тимоти Пфлюгером, имел красочный керамический фасад, вестибюль высотой в четыре этажа и отдельные курительные комнаты в стиле ар-деко для мужчин и женщин. Похожие величественные дворцы появились в Европе. Grand Rex в Париже (1932) с его внушительной башней был крупнейшим кинотеатром в Европе после 6000 мест в Gaumont-Palace (1931–1973). Gaumont State Cinema в Лондоне (1937) имел башню, смоделированную по образцу здания Empire State Building, покрытую кремовой керамической плиткой и интерьером в стиле ар-деко и итальянского ренессанса. Театр Paramount в Шанхае, Китай (1933) изначально был построен как танцевальный зал под названием The Gate of 100 pleasures; он был преобразован в кинотеатр после Коммунистической революции в 1949 году, а сейчас это бальный зал и дискотека. В 1930-х годах итальянские архитекторы построили в Асмэре (территория современной Эритреи) небольшой кинотеатр «Синема Имперо». Сегодня многие кинотеатры разделены на мультиплексы, но другие отреставрированы и используются в качестве культурных центров для своих общин.

Украшения и мотивы ар-деко

Декорирование в эпоху ар-деко прошло несколько отчетливых этапов. В период с 1910 по 1920 год, по мере исчерпания ар-нуво, стили дизайна вернулись к традициям, особенно в работах Поля Ириба. В 1912 году Андре Вера опубликовал эссе в журнале L'Art Décoratif, призывая вернуться к мастерству и материалам прошлых веков и использовать новый репертуар форм, заимствованных из природы, в частности, корзины и гирлянды из фруктов и цветов. Второе течение ар-деко, также существовавшее в 1910–1920 годах, было вдохновлено яркими цветами художественного течения, известного как фовисты, и красочными костюмами и декорациями «Русских балетов». Этот стиль часто выражался в экзотических материалах, таких как акулья кожа, перламутр, слоновая кость, тонированная кожа, лакированное и окрашенное дерево, а также декоративными инкрустациями на мебели, подчёркивающими её геометрию. Этот период стиля достиг своего апогея на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года. В конце 1920-х и 1930-х годах декоративный стиль изменился, вдохновленный новыми материалами и технологиями. Он стал более изящным и менее декоративным. Мебель, как и архитектура, начала приобретать закруглённые углы и полированный, обтекаемый вид, заимствованный из стиля модерн. В мебели и декоре стали появляться новые материалы, такие как никелированная или хромированная сталь, алюминий и бакелит – ранняя форма пластика.

На протяжении всего периода ар-деко, и особенно в 1930-х годах, мотивы декора выражали функцию здания. Театры украшали скульптуры, иллюстрирующие музыку, танец и волнение; энергетические компании демонстрировали восходы солнца, здание Крайслера демонстрировало стилизованные орнаменты капота; фризы Дворца Порт-Доре на Парижской колониальной выставке 1931 года изображали лица представителей разных национальностей французских колоний. Стиль Streamline создавал впечатление, что само здание находится в движении. На фресках WPA 1930-х годов вместо классических героев изображались обычные люди: рабочие фабрик, почтальоны, семьи и фермеры. 

 

Подпишитесь на наши соцсети: ВКонтакте, X (Twitter)