Архитектура Ахеменидов

Архитектура Ахеменидов относится к культурным достижениям Державы Ахеменидов, проявляющийся в строительстве красивейших городов того периода, таких как: Персеполь, Сузы и Экбатана. Архитектура Ахеменидов в основном была направлена на постройку храмов для поклонения и зданий общественных мероприятий, таких как Зороастрийские храмы, мавзолеи воздвигнутые в честь погибших царей, например, мавзолей Кира Великого. Особенность персидско-ахеменидской архитектуры была в ее эклектичном характере с элементами мидийской, ассирийской, и греко-азиатской архитектуры. Тем не менее, архитектура тех времен сохраняла уникальную персидскую идентичность.

Архитектура Ахеменидов. Руины Персеполя

Архитектурное наследие Ахеменидов, начиная с расширения империи около 550 года до нашей эры, было периодом творческого расцвета, которые оставили невероятное обилие архитектурного наследия, начиная с мавзолея Кира Великого в Пасаргадах и красивейших сооружений в процветающем городе той эпохи - Персеполе. С появлением второй персидской империи, то есть династии Сасанидов в 224—624 годах, традиции Ахеменидской архитектуры возродились в строительстве храмов, посвященных огню, и монументальных дворцов.

Пожалуй, наиболее ярким из дошедших до нас сооружений времен Ахеменидов на сегодняшний день являются руины Персеполя, некогда процветающего города, основанного Ахеменидским царем Дарием Великим для государственных и церемониальных функций. Персеполь выступал также в качестве одной из четырех столиц огромной империи. Подобные архитектурные объекты инфраструктуры были также возведены в Сузах и Экбатане, выступающих в аналогичных функциях как Персеполь.

Мавзолей Кира Великого

Несмотря на то, что Кир Великий правил большой частью древнего мира, дизайн гробницы крайне прост и скромен по сравнению с мавзолеями и гробницами других древних царей и правителей, у которых мавзолеи были более величественными. Простота конструкции производит мощный эффект на зрителя, поскольку за исключением нескольких камней под крышей и небольшой розеткой над его входом, нет других стилистических отвлекающих факторов и это является уникальным явлением для той эпохи.

После смерти Кира Великого, его останки были преданы земле в его столице Пасаргадах, именно в этом мавзолее. Геометрическая форма гробницы почти не изменилась за эти годы. Большой камень четырехугольной формы в основании (сорок пять футов на сорок два фута), на нем семь пирамидальных камней, нерегулярных небольших прямоугольных камней (возможно, как отсылка к семи планетам из солнечной системы) достигающая высоты в восемнадцать футов. Далее структура, свернувшись, образует кубическую постройку с маленьким отверстием или окном на одной стороне, где даже самые стройные и худые люди едва могут протиснуться.

Персеполь

Город Персеполь (или Персеполис) был основан около 560 года до н. э. Царь Дарий I перенес сюда столицу после 520 года до н. э., затеяв масштабное строительство.

В ту эпоху город быстро развивается и становится центром торжественных праздников и культурных мероприятий, центром для почетных гостей и посетителей, идущих на поклон к царю, является частной резиденцией персидских царей, жилища сатрапов. Также в этом городе впервые пройдет весной праздник Новруз. Престиж и великое богатство Персеполя были хорошо известны в древнем мире, и это лучше всего описывает греческий историк Диодор Сицилийский как: «самый богатый город под солнцем».

Сегодня археологические остатки этого некогда процветающего города расположены в 70 километров к северо-востоку от современного иранского города Шираз, в провинции Парс, что на юго-западе Ирана. Древний Персеполь - это широкий комплекс высотой 40 футов, шириной 100 футов, и длиной треть мили, состоящий из нескольких залов, коридоров, широких террас, и особой, двойной, симметричной лестницей, которая обеспечивала доступ к верхней террасе. В лестницах сделаные барельефы сцен различных мотивов из повседневной жизни людей или природы, включая метафорические; некоторые сцены описывают природные акты, такие, как лев, нападающий на свою добычу, или символы весны и Навруза. Другие сцены изображают послов из других царств, преподносящих царю дары, а также сцены с изображением королевских гвардейцев, или сцен социальных взаимодействий между охранниками или сановниками. Эту лестницу иногда именуют «весь мир».

Ападана

Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют барельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на барельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов. Структура была первоначально закрытой и состояла из элементов глинобитных стен более 5 метров и длиной более 20 метров. Колонны были уникальны в том, что на каждом складочном камне часто изображались быки или животные. Эти колонны в портиках обладали круговым основанием.

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображен восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс. Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.

Трипилион и стоколонный зал

За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один барельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.

Гарем Ксеркса

В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.

Тачара

Справа от ападаны находился тачара (жилой дворец) Дария I. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Сегодня от тахары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Водная система Персеполя

Канализационные сети Персеполя были одним из самых сложных в древнем мире. Персеполь построен у подножия горы Рахмат, из-за этого люди соединили город к подножиям горы. Персеполис был важным культурным центром. Часто во время праздников, например в начале весны во время праздника Новруз город затоплялся из-за больших осадков и стоков воды от растаявшего льда и снега. Поэтому канализационные сети приобретали большое значение в этот критический момент. Канализация использовалась для направления потока воды сверху вниз от северных областей, а также для обслуживания жителей города в их потребности в воде.

В целях предотвращения затопления Ахемениды использовали две техники, чтобы направить в другую сторону растаявший снег и горные стоки: первой техникой был сбор стоков в резервуар, квадратное отверстие с размерами 4,2 метра и глубиной до 60 метров, что позволяла собрать до 554 кубометров или 554,000 литров воды и стока. Вода направлялась в сторону водохранилища через несколько кладок желобов расположенных вокруг конструкции. Вторая стратегия была для отвода воды от зданий. Для этого резервуары должны были быть заполнены полностью; этот метод использовался в резервуаре размеров в 180 метров в длину, 7 метров в ширину и 2,6 метра глубину, который находился в западной части города.

Системы водоснабжения, однако, было гораздо сложнее, чем техника сборов воды в водохранилища и резервуары. По древним временам система закрытых труб была очень сложной. Ирригационная трубы была разделена на пять зон, две трубы в северной части строения и три в южной части. Удивительно, но в то время была разработана уникальная оросительная система. Она работала таким образом: чтобы вода текла одинаково, на местах существовали центральные дренажные каналы в центре колонны и небольшие сточные отверстия и проводники на каждом этаже, и отдельная труба, чтобы брать воду с крыши. Пять труб обладали стоком производительностью в 260 литров в секунду, которая заведомо больше, чем сумма, необходимая для обработки горных стоков, указывая, что система также используется для водоснабжения жителей, удаления и очистки сточных вод, и даже для орошения садов вокруг конструкции.

Структурные технологии Персеполя

Для того, чтобы такая массивная конструкция функционировала должным образом, как например вес кровли, колонны и террасы, они должны были быть распределены равномерно. Строительство у подножия горы было хорошо продумано, так как часть подножия горы поддерживает эту тяжелую структуру. Для строительства крыши и потолка использовалось равномерно дерево и камень, тем самым понижая ее общий вес. Широкое использование камня в Персеполисе, не только гарантировали ее структурную целостность в течение всего срока ее использования и сохранения. 

 

Подпишитесь на наши соцсети: ВКонтакте, X (Twitter)