Августовский классицизм

Августовский классицизм — историко-региональный стиль древнеримского искусства, развивавшийся в эпоху правления первого римского императора Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Этот стиль стал официальным искусством ранней Римской империи и отражал идеологию нового режима — Pax Romana («Римского мира»), — сочетая в себе традиции греческой классики V–IV вв. до н. э. с римскими республиканскими чертами.

После десятилетий кровопролитных гражданских войн, завершившихся падением Республики, приход к власти Августа ознаменовал начало периода стабильности и процветания. Новый правитель стремился не только к политической, но и к культурной и моральной реставрации Рима. Искусство стало важнейшим инструментом пропаганды, призванным прославлять «золотой век», мир, благочестие (pietas), и величие императорской власти. Согласно Светонию, Август хвастался, что «принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным», что отражало не только реальное строительство, но и создание нового, величественного имперского стиля.

Августовский классицизм. Храм Марса-Мстителя

Августовский классицизм характеризуется строгим и сдержанным благородством, гармонией и ясностью форм. В его основе лежало сознательное обращение к идеалам греческого искусства классического периода, особенно к творчеству Фидия и Поликлета.

Основные черты:

  • Обращение к греческой классике: Искусство Августа заимствовало у греков идеализированные пропорции, спокойную композицию и монументальность. Однако это не было слепым копированием; греческие формы наполнялись римским содержанием и служили имперской идеологии.
  • Идеологическая направленность: Искусство прославляло императора и его семью, подчеркивало божественное происхождение рода Юлиев (от Энея и Венеры), а также традиционные римские добродетели.
  • Сочетание идеализации и реализма: В отличие от чисто идеалистического греческого искусства, августовский стиль сохранял элементы римского веризма (реализма), особенно в портрете. Лица императора и его приближенных изображались с узнаваемыми чертами, но при этом омоложенными и облагороженными, лишенными признаков несовершенства.
  • Сдержанность и элегантность: Стиль избегал излишней пышности эллинистического искусства и суровой простоты республиканского периода. Ему присущи изящество, тонкость исполнения и декоративная умеренность.

В архитектуре августовский классицизм проявился в создании монументальных общественных зданий и комплексов, которые должны были олицетворять мощь и величие Рима. Широко использовался привезенный из Каррары белый мрамор.

Форум Августа — центральным элементом которого был храм Марса-Мстителя (Mars Ultor). Весь комплекс был симметричным, богато украшенным, но строгим по формам, что создавало ощущение порядка и государственной мощи. Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae) — шедевр августовского искусства, сочетающий в себе архитектуру и скульптурный рельеф. Он был воздвигнут в честь установления мира в империи. Пантеон Агриппы — первая версия храма, посвящённого всем богам, построенная зятем Августа Марком Агриппой. Театр Марцелла — ставший образцом для последующих римских театров и амфитеатров, включая Колизей.

Августовский классицизм заложил основу для всего последующего официального искусства Римской империи. Он стал эталоном, к которому обращались в периоды, стремившиеся подчеркнуть преемственность с «золотым веком» (например, в искусстве Антонинов или в эпоху Константина). Позднее, в эпоху Возрождения и особенно в период Классицизма XVII–XVIII веков и Ампира, искусство эпохи Августа вновь стало источником вдохновения как идеальное воплощение имперского величия, порядка и гармонии. 

 

Подпишитесь на наши соцсети: ВКонтакте, X (Twitter)