Брутализм

Брутализм — архитектурный стиль, возникший в 1950-х годах в Великобритании в рамках проектов реконструкции послевоенной эпохи. Для зданий в стиле брутализм характерно минималистское строительство, в котором голые строительные материалы и структурные элементы преобладают над декоративным дизайном. В этом стиле обычно используются открытый, неокрашенный бетон или кирпич, угловатые геометрические формы и преимущественно монохромная цветовая палитра; также используются другие материалы, такие как сталь, древесина и стекло.

Брутализм. Королевский национальный театр, Лондон

Брутализм, произошедший от модернизма, считается реакцией на ностальгию по архитектуре в 1940-х годах. Термин «новый брутализм», произошедший от шведского слова «nybrutalism», впервые был использован британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсонами для обозначения их новаторского подхода к дизайну. Стиль получил дальнейшую популяризацию в эссе 1955 года архитектурного критика Рейнера Банхэма, который также связал движение с французскими выражениями beton brut («необработанный бетон») и art brut («необработанное искусство»). Стиль, разработанный такими архитекторами, как Смитсоны, венгр Эрне Голдфингер и британская фирма Chamberlin, Powell&Bon, был частично предвосхищен модернистскими работами других архитекторов, таких как франко-швейцарец Ле Корбюзье, американец эстонского происхождения Луи Кан, американец немецкого происхождения Людвиг Мис ван дер Роэ и финн Алвар Аалто.

В Великобритании брутализм был представлен в дизайне утилитарного, недорогого социального жилья под влиянием социалистических принципов и вскоре распространился на другие регионы по всему миру, при этом находя отклик в похожих стилях, например, в Восточной Европе. Бруталистские проекты стали чаще всего использоваться в дизайне институциональных зданий, таких как провинциальные законодательные органы, проекты общественных работ, университеты, библиотеки, суды и мэрии. Популярность движения начала падать в конце 1970-х годов, так как иногда связывали этот стиль с городским упадком и тоталитаризмом. Популярность брутализма в социалистических и коммунистических странах была обусловлена ​​тем, что традиционные стили ассоциировались с буржуазией, в то время как бетон подчеркивал равенство.

Брутализм исторически поляризовался: отдельные здания, как и все движение в целом, подвергались критике (часто ее называли «холодной»). Нередко проводятся общественные кампании за снос зданий в стиле брутализма. Однако и сторонников этого стиля немало, так что в Великобритании некоторые здания удалось сохранить.

История стиля

Термин «новый брутализм» был придуман шведским архитектором Хансом Асплундом для описания виллы Гет, современного кирпичного дома в Уппсале, спроектированного в январе 1950 года его современниками Бенгтом Эдманом и Леннартом Хольмом. Демонстрируя подход к проектированию «как найдено», который позже станет основой брутализма, дом демонстрирует видимые двутавровые балки над окнами, открытый кирпич внутри и снаружи и залитый бетон в нескольких комнатах, где можно увидеть рисунок досок «шип-паз», использованных для создания форм. Термин был подхвачен летом 1950 года группой приезжих английских архитекторов, включая Майкла Вентриса, Оливера Кокса и Грэма Шенкленда, где он, по-видимому, «распространился как лесной пожар и впоследствии был принят определенной фракцией молодых британских архитекторов».

Первое опубликованное использование фразы «новый брутализм» произошло в 1953 году, когда Элисон Смитсон использовала ее для описания плана своего не построенного дома в Сохо, который появился в ноябрьском выпуске Architectural Design. Далее она заявила: «В этом здании мы намерены полностью выставить конструкцию напоказ, без внутренней отделки, где это осуществимо». Школа Смитсонов Ханстантон, построенная в 1954 году в Норфолке, и дом Сагдена, построенный в 1955 году в Уотфорде, представляют собой самые ранние примеры нового брутализма в Соединенном Королевстве. Школа Ханстантон, вероятно, вдохновленная Мемориальным залом выпускников Миса ван дер Роэ 1946 года в Иллинойсском технологическом институте в Чикаго, США, примечательна как первое завершенное здание в мире, которое было названо его архитекторами «новым брутализмом». В то время его описывали как «самое современное здание в Англии».

Термин получил все более широкое признание, когда британский историк архитектуры Рейнер Банхам использовал его для обозначения как этического, так и эстетического стиля в своем эссе 1955 года «Новый брутализм». В эссе Банхам описал Ханстантон и дом в Сохо как «эталоны, по которым может быть определен новый брутализм в архитектуре». Рейнер Банхам также впервые связал термин «новый брутализм» с art brut и beton brut. Наиболее известной архитектурой в стиле béton brut является прото-брутализм работа швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье в частности его Unité d'habitation 1952 года в Марселе, Франция; комплекс Капитолия в Чандигархе 1951–1961 годов в Индии; и церковь Нотр-Дам-дю-О в Роншане, Франция, построенная в 1955 году.

Банхэм продолжил развивать свои идеи в книге 1966 года «Новый брутализм: этика или эстетика?», где охарактеризовал относительно недавно сложившийся кластер архитектурных подходов, особенно в Европе. В этой книге Банхэм утверждает, что бетонные работы Ле Корбюзье были источником вдохновения и способствовали популяризации движения, предполагая, что «если и есть одна вербальная формула, которая сделала концепцию брутализма приемлемой в большинстве западных языков мира, то это то, что сам Ле Корбюзье описал эту бетонную работу как béton-brut». Далее он утверждает, что «слова "новый брутализм" уже были в ходу и приобрели некоторую глубину смысла благодаря сказанным и сделанным вещам, помимо общепризнанной связи с béton brut. Однако эта фраза все еще принадлежала Смитсонам, и именно их деятельность, прежде всего, придала отличительные качества концепции брутализма».

Характеристики стиля

Брутализм — это не только архитектурный стиль; это также философский подход к архитектурному проектированию, стремление создавать простые, честные и функциональные здания, которые соответствуют своему назначению, обитателям и местоположению. Стилистически брутализм — это строгий, модернистский язык дизайна, который, как говорят, является реакцией на архитектуру 1940-х годов, большая часть которой была отмечена ретроспективной ностальгией. Питер Смитсон считал, что в основе брутализма лежит почтение к материалам, выраженное честно, заявляя: «Брутализм интересуется не материалом как таковым, а скорее качеством материала» и «восприятием материалов такими, какие они есть: древесность дерева; песчаность песка». Архитектор Джон Фелькер объяснил, что «новый брутализм» в архитектуре «невозможно понять посредством стилистического анализа, хотя когда-нибудь может появиться понятный стиль», поддерживая описание Смитсонами этого движения как «этики, а не эстетики». Рейнер Бэнхэм считал, что выражение «новый брутализм» существует как отношение к дизайну, так и описательное обозначение самой архитектуры, и что оно «не поддается точному описанию, оставаясь при этом живой силой». Он попытался систематизировать это движение, настаивая на том, что брутальное сооружение должно удовлетворять следующим требованиям: «1. Формальная читаемость плана; 2. Четкое представление конструкции и 3. Оценка материалов по их внутренним качествам "как они есть"». Также важным был эстетический «образ», или «целостность здания как визуального целого».

Здания в стиле брутализма обычно строятся с использованием повторяющихся модульных элементов, представляющих собой определенные функциональные зоны, четко сочлененные и сгруппированные в единое целое. Часто акцент делается на графическом выражении внешних фасадов и архитектурного плана всего участка с учетом основных функций и потоков людей в зданиях. В зданиях могут использоваться такие материалы, как бетон, кирпич, стекло, сталь, древесина, грубо отесанный камень и габионы. Однако из-за его низкой стоимости часто используется необработанный бетон, который раскрывает основную природу своей конструкции с грубыми поверхностями с деревянной «опалубкой», полученной при отливке форм на месте. Примеры часто массивны по своему характеру (даже если они небольшие) и бросают вызов традиционным представлениям о том, как должно выглядеть здание, уделяя внимание как внутреннему пространству, так и внешнему виду.

Распространенной темой в проектах брутализма является демонстрация внутренней работы здания — от его структуры и обслуживания до его использования человеком — во внешнем виде здания. В Бостонской ратуше, спроектированной в 1962 году, поразительно разные и выступающие части здания указывают на особый характер помещений за этими стенами, таких как офис мэра или залы городского совета. С другой стороны, проект школы Ханстантон включал размещение резервуара для воды учреждения, обычно скрытого объекта обслуживания, в заметной, видимой башне. Вместо того, чтобы прятаться в стенах, водопровод и электроснабжение Ханстантона были доставлены по хорошо заметным трубам и каналам.

Брутализм как архитектурная философия часто ассоциировался с социалистической утопической идеологией, которую, как правило, поддерживали его дизайнеры, особенно Элисон и Питер Смитсон, близкие к расцвету стиля. Действительно, их работа стремилась подчеркнуть функциональность и связать архитектуру с тем, что они считали реалиями современной жизни. Среди их ранних вкладов были «улицы в небе», в которых движение транспорта и пешеходов было строго разделено, еще одна тема, популярная в 1960-х годах. Этот стиль имел сильные позиции в архитектуре европейских коммунистических стран с середины 1960-х до конца 1980-х годов (Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, СССР, Югославия). В Чехословакии брутализм был представлен как попытка создания «национального», но также и «современного социалистического» архитектурного стиля. Такие сборные здания социалистической эпохи называются панелями.

Поджанр брутализма — «кирпичный брутализм» или «брикализм», где доминирующим строительным материалом является кирпич, а не бетон. Примеры варьируются от дома Смитсона в Сохо (1952) до Британской библиотеки Колина Сент-Джона Уилсона ( 1982–1998). 

 

Подпишитесь на наши соцсети: ВКонтакте, X (Twitter)